Основные правила управления персоналом. Советы для молодых руководителей

Так сложилось, что едва разменяв третий десяток, в 22 года, спустя всего 5 месяцев после окончания ВУЗа я стала помощником директора авиакомпании. В мои обязанности входило не просто ведение дел, но и управление довольно большим штатом сотрудников, куда входили бухгалтеры, секретари, механики и летчики. При этом каждый из моих новых подчиненных был старше меня по возрасту, а также гораздо опытнее в профессиональном плане, в конкретной сфере деятельности.

Несмотря на это, у меня не было другого выбора, как принять новый для себя вызов. Директор дал мне понять, что планирует передать мне часть дел компании, поэтому пришлось обучаться навыкам руководителя в буквальном смысле слова «по ходу дела». Это были базовые навыки, которые в дальнейшем оттачивались на последующих работах. Сейчас у меня уже есть определенный опыт, и я могу со знанием дела предоставить полезные советы, рассматривая ситуации из жизни. Сегодня я расскажу Вам, что делать, если Вы по воле случая стали руководителем, как справиться со своими обязанностями и не разочаровать начальство.

Совет №1. Станьте достойным примером для подчиненных

Если Вас назначили на руководящую должность без подготовки, то стоит быть готовым к тому, что Вам придется стать достойным примером для сотрудников и подчиненных. В новой должности, Вы можете забыть об опозданиях на работу, затяжные беседы на перекурах, соцсети на рабочем месте. Теперь этим все Вы заниматься не должны. Важно подавать хороший пример для подчиненных.

Ваш дресс-код должен также стать более строгим, чем раньше, сумки с принтами героев из комиксов и галстуки со смайликами – теперь табу. Эти вещи можно отложить на свободное от работы время. Что касается одежды для работы, то Вы должны стать примером для подражания, проповедовать корпоративную культуру. Единственное исключение – комплект джинс с пиджаком, что в последнее время уже становится привычным дресс-кодом. Такой наряд можно смело носить на работу и появляться в нем перед подчиненными, конечно же, если согласно стандартам и правил компании нет соответствующих запретов.

Раньше Вы грешили опозданиями на работу? На должности руководителя это недопустимо. Любой начальник должен быть пунктуальным по той причине, что в его обязанности также входят выговоры опаздывающим сотрудникам. Ставьте будильник на полчаса или час раньше, чем обычно и приходите на работу вовремя. Можно подумать, что это мелочь, однако, это одна из важных составляющих для достижения уважения среди коллег.

Если раньше Вы обсуждали свою личную жизнь внутри коллектива, то на посту руководителя об этом придется забыть. Информация о Ваших школьных романах и первой любви может стать поводом для активных обсуждений сотрудниками, что не лучшим образом скажется на репутации ответственного человека. Полностью закрываться от подчиненных также не стоит, но максимум, что они могут знать – Ваш семейный статус. Чрезмерные сплетни еще никогда не приносили пользы, в особенности, если дело касается управления персоналом.

По поводу сплетен – если Вы только заступили на новую должность и к Вам начали обращаться сотрудники с доносами на своих коллег, то подобные затеи стоит пресекать на корню. Интриги, сплетни и конфликты только вредят коллективу и занижают командных дух, равно также как и люди, у которых есть какой-либо злой умысел касательно конкурирующей организации. Безусловно, если у сотрудников имеются конкретные жалобы, то их стоит рассматривать, но в своих решениях Вы должны быть справедливыми для обеих сторон.
Среди сотрудников у хорошего руководителя не должно быть любимчиков и нелюбимчиков. Если Валя из бухгалтерии полгода назад одолжила у Вас 1000 рублей и до сих пор не вернула, это не повод сводить с ней личные счеты благодаря руководящей должности. В любом случае, важно смотреть на ситуацию с позиции справедливости, что позволит не только укрепить коллективный дух, но и Ваш пока еще шаткий статус на новой должности. Во многих крупных компаниях, дисциплина выстраивается исключительно на искреннем и глубоком уважении к начальству.

Совет №2. Выберите для себя подходящий тип управления

С точки зрения психологии, управление можно разделить на три основных типа, независимо от того кем Вы работаете, будь-то учитель начальных классов или руководитель крупного производства. Речь идет об авторитарном, демократическом и либеральном стиле управления.
Если Вы избираете либеральный стиль управления, то любое попустительство может поставить планы под угрозу. Это чревато как минимум бездельем отдела или даже полным провалом Вашей миссии на посту руководителя. При авторитарном стиле управления, стоит понимать, что Ваш грозный вид и постоянные напоминания о карательных мерах, могут негативно сказываться на сотрудниках, в то время как они должны получать мотивацию и мыслить активнее. Золотая середина – демократический тип управления, когда Вы можете в меру хвалить, ругать и мотивировать коллег.

Демократический тип управления идеально подходит для предприятий, на которых есть какие-либо формы отчетности, начиная планами и сроками, заканчивая еженедельными отчетами, для подогрева трудового энтузиазма лентяев. При отсутствии подобных мер и нежелании вводить их со стороны руководства, можно ограничиваться непродолжительными совещаниями с персоналом (по 30 минут 1 раз в неделю). В рамках этих совещаний Вы можете поговорить о задачах, которые возлагаются на конкретного сотрудника, а также результатах их выполненной работы за прошедший период.

Совет №3. Доскональное изучение своих обязанностей

Каждый из нас понимает, что лучший руководитель – тот, кто отлично знает свое дело и любит его всей душой. Даже если Вы считаете себя маркетинговым гением и гуру менеджмента, всегда нужно тщательно изучить дело, которым Вы будете заниматься на протяжении определенного промежутка времени. Ключ к успеху – расширение знаний о том, что делает компанию успешной, о том, что приносит деньги и Вам, независимо от сферы деятельности.
Как только я устроилась на свою вторую работу, то практически ничего не понимала в компьютерных играх. В первые несколько месяцев на новой должности мне пришлось прочитать очень много литературы, постоянно сидеть на геймерских сайтах, проводить вечера напролет за изучением компьютерных игр. В итоге, из-за такого большого потока информации, к компьютерным играм у меня возникла стойкая антипатия на целых полгода. При этом, я поняла как выражать свои мысли на доступном для сотрудников языке, что аккумулировалось в уважение с их стороны. Поэтому, даже при изучении незнакомой для Вас профессии, важно делать это максимально тщательно. Если Вы будете отлично ориентироваться в профессии, сможете рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице с большим багажом знаний и навыков.

Управление персоналом – довольно сложная задача. Когда Вы заступите на должность руководителя, Вы поймете, что это не просто красивые слова. Выше были перечислены основные трудности, которые могут подстерегать начинающего управленца. На деле их гораздо больше, равно как и в любой другой профессии. Важно стремиться к тому, чтобы Ваши знания и опыт аккумулировались из количества в качество. Только так Вы сможете стать действительно хорошим руководителем, что скажется на успешном развитии компании.